Анализ показателей рентабельности

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли (и дохода) предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

  1. показатели рентабельности продукции;
  2. показатели рентабельности капитала (активов) ;
  3. показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.

Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли (дохода), отражаемым в отчетности предприятия, а именно как отношения:

к объему продаж.

Данные показатели характеризуют прибыльность (доходность) продукции базисного (K0) и отчетного (K1) периода.

В частности рентабельность продукции по прибыли от реализации:

K0 = P0 / N0;

K1 = P1 / N1,

Или

K0 = (N0 – S0) / N0;

K1 = (N1 – S1) / N1;

D K = K1 – K0,

где P1, P0 - прибыль от реализации отчетного и базисного периодов соответственно;

N1, N0 – реализация продукции (работ, услуг), соответственно;

S1, S0 – себестоимость продукции (работ, услуг), соответственно;

D K – изменение рентабельности за соответствующий период.

Влияние факторов изменения объема продукции и изменения себестоимости определяется следующими расчетами:

D KN = (N1 – S0) / N1 – (N0 – S0) / N0;

D KS = (N1 – S1) / N1 – (N1 – S0) / N1.

Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период

D K = D KN - D KS.

Рентабельность продукции в отчетном периоде составила 63%, в предшествующем – 58,4%. За истекший период изменение рентабельности продукции составило 4,6%.

Рентабельность продукции по прибыли и реализации (реализации) в отчетном периоде составила 38,6%, в базисном – 36,9%. За истекший период рентабельность возросла на 1,7%.

Влияние фактора изменения объема продукции составило – 17,6%.

Влияние фактора изменения себестоимости продукции составило - -15,9%.

Вторая группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размере и характера авансированных средств:

Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности заемных средств.

Третья группа показателей рентабельности формируется на базе расчета уровня рентабельности аналогично показателям первой и второй групп, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый поток денежных средств, в частности показателями являются отношения:

Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия обеспечить кредиторов, заемщиков и акционеров наличными денежными средствами в связи с использованием имеющегося у него производственного потенциала.

Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.

Доходность предприятия по производству продукции рассматривается как коэффициент соотношения цен единицы продукта и единицы ресурса. Последнее соотношение называется финансовой производительностью (дефлятором) цены, поскольку оно характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции в результате удорожания себестоимости (затрат ресурсов за счет роста цен на ресурсы).

Если представить взаимосвязь данных показателей в индексной форме, то появиться возможность методами факторного анализа дать количественную оценку влияния производственной и финансовой производительности на доходность предприятия и прибыль.

или

 

где J – индекс роста соответствующего показателя;

1; 0 – отчетный и базисный периоды.

Абсолютное изменение доходности D (N/S) за период исчисляется как разность индексов объема продукции и затрат на производство

D (N/S) = JN – JS.

 

Влияние изменения промышленной производительности на доходность определяется методом цепных подстановок

Аналогично рассчитывается влияние изменения финансовой производительности

В целом общее изменение доходности за период балансируется с факторными отклонениями

D (N/S) = D 1 + D 2

Хостинг от uCoz